Гитарный сайт Маргариты Александровой

 Приёмы игры на гитаре

на  главную

научиться играть на гитаре

библиотека

учебное видео

гитарная грамота

 контакты

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

Интерес и внимание к гитаре, проявленные великими композиторами − Ф. Шубертом, Г. Берлиозом, Н. Паганини, Л. Боккерини, К. М. Вебером, М. де Фальей, Э. Вила-Лобосом, Б. Бриттеном и другими, сравнение ее с маленьким оркестром, выразительным клавесином, фортепиано в миниатюре, − всё это говорит о больших художественно-исполнительских возможностях и эстетической ценности этого инструмента.

В своей книге "Новое о гитаре" (Москва, 1928 г.) П. С. Агафошин писал:

"До приезда к нам великого Сеговии гитара считалась в широких кругах хотя и приятным, но довольно однообразным по тону инструментом. Сами русские гитаристы последнего времени верхом совершенства считали беглость и чистоту исполнения и, надо прямо сказать, мало понимали сущность инструмента. А между тем, еще Агуадо утверждал, что гитара как раз один из многокрасочных инструментов и может служить для выражения идей самого различного характера. Свое мнение он основывал на следующем:

  1. Каждая струна в зависимости от толщины и материала имеет свой особый тембр (например, ми открытое на первой струне, ми − на пятом ладу второй струны, ми на девятом ладу третьей обладают совершенно различными тембрами).

  2. Каждый звук допускает множество оттенков в силе от pianissimo до fortissimo при определенном положении правой руки.

  3. При оперировании правой рукой от середины грифа до подставки характер звука меняется от арфообразного до острого (носового оттенка0.

  4. При так называемом "ногтевом способе игры" все указанные различия приобретают особенную яркость и делают звуки гитары совершенно непохожими на звуки какого бы то ни было другого инструмента.

  5. Гитаре вообще свойственны сладкие, гармоничные, меланхоличные звуки. Гитара не допускает грандиозности арфы или фортепиано, но зато дает более деликатные качества и модификации звуков и комбинации их.

Сеговия блестяще доказал все эти положения. В самом деле, мы слышали у него бархатные звуки арфы, пение виолончели, пиццикато смычковых инструментов, характерные звуки гобоя. Мы слышали такие далекие друг от друга по музыкальному характеру произведения, как фуга Баха и мазурка Чайковского; испанские танцы Гранадоса и сюита Робера де Визе. Мы прислушивались к нежнейшему pianissimo и поражались необыкновенной мощи звука, заполнившего величайшие в Москве концертные залы. А если ко всему сказанному добавить упртребление флажолетов, широкое использование глиссандо, глиссандо, вибраций, легато, тремоло, арпеджий, стоккато и расгеадо, − всё это умело и со вкусом примененное, − то будет понятно, почему гитара представилась нам в новом, совершенно преображенном свете, как в высшей степени интересный и богатый инструмент".