Гитарный сайт Маргариты Александровой

 

ГАММЫ И ТОНАЛЬНОСТИ на гитаре

 

на  главную

научиться играть на гитаре

библиотека

учебное видео

гитарная грамота

 контакты

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

До мажор (C)

Библиотека

                   

 

Для того чтобы играть по нотам, сочинять музыку и записать создаваемое музыкальное сочинение, необходимо ознакомиться с общими положениями теории музыки, в основе которой лежат законы акустики. Конечно, в современной музыке традиционные правила перестают быть строго обязательными. Но композиторы, подобно мастерам изобразительного искусства, должны досконально изучить эти правила, прежде чем почувствовать за собой право нарушать их. Традиционная европейская музыка своей логичной и стройной теорией обязана древнегреческому философу Пифагору, который жил 500 лет до нашей эры.

 

 Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил, что музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну. Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. С помощью чаши с водой и однострунной арфы он изучил взаимосвязь между уровнем воды и длиной струны и обнаружил, что половина длины струны поднимает ноту на одну октаву вверх. Восемь звуков — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — древнейшая музыкальная гамма. В наши дни темперированная гамма включает в себя двенадцать нот, включая диезы и бемоли, но в основе ее лежит изобретение, за которое мы должны благодарить Пифагора. Пифагором разработаны также лады и тональности древнегреческой музыки.

 

В современной европейской музыке 24 тональности: 12 мажорных и 12 параллельных им минорных. В России принято называть их ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ - мажором или минором. В мире существует еще и буквенная система обозначения тональностей. В разных странах она имеет свои особенности.

 

Основное различие касается буквы B. Традиционно она применяется для обозначения ноты си бемоль, но в некоторых странах стала обозначать ноту си.

 

Немецкая система

Англо-американская система

A ля

A ля

B си бемоль

B си

H си

 

C до

C до

D ре

D ре

E ми

E ми

F фа

F фа

G соль

G соль

 

Буквами также обозначаются аккорды.

Большой буквой записывается мажорное трезвучие. Так, буква «A» обозначает мажорное трезвучие, построенное от ноты ля.

При записи минорного трезвучия к большой букве добавляется маленькая (строчная) латинская буква m (эм).

Am обозначает минорное трезвучие, построенное от ноты ля.

A7 обозначает малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд), построенный от ля.

Аm6 обозначает минорное трезвучие + большая секста, построенное от ля:

 

Буквенно-цифровое обозначение не показывает, как именно должны располагаться звуки аккордов по отношению друг к другу, и как их надо удваивать. Музыкант сам выбирает вариант расположения звуков аккорда, исходя из удобства аппликатуры и красоты звучания.